ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СКОРОСТЕЙ

Количество скоростей на велосипеде – это то, на что обращают внимание все новички без исключения. Безусловно, велосипедистам открываются безграничные возможности по сравнению с тем, когда у нас была только одна передача. А вот на современных велосипедах мы можем заехать практически на любые горки, если производить правильное переключение скоростей на велосипеде.

Грамотно использовать переключение передач на велосипеде позволяет достичь 3 целей:
  • Эффективно использовать работу мышц, чтобы не приходилось крутить педали в холостую или же наоборот «ломать» тяжелую передачу.
  • Значительно снизить износ трансмиссии велосипеда, а именно переключателей скоростей, цепи и звезд.
  • Сохранить здоровье коленей. Железо можно заменить, но колени, к сожалению, нет. И, к сожалению, многие по неопытности изрядно портят их.

Как правильно переключать скорости на велосипеде
У опытного велосипедиста передачи всегда будут переключаться плавно, тихо, как по маслу. У неопытного ездока все будет кряхтеть, скрипеть, клинить и т.д. Правильное переключение скоростей на велосипеде означает предварительно снизить нагрузку на цепь, а не переключаться, когда вздумается. А ведь все, что надо, это:
Производить переключение скоростей только во время движения. Ни в коем случае не пытайтесь стоя на месте поменять передачу и начать ехать, ведь цепь будет идти на излом. При необходимости поменяйте скорость, поднимите заднее колесо и прокрутите педаль. К этому приему часто приходится прибегать, если забыл заранее снизить передачу. Исключение составляют планетарные втулки, но и ставят их пока в основном на сити-байки.
Переключайтесь, когда нагрузка на цепь минимальна. Не дожидайтесь падения скорости, когда педали будут проворачиваться с огромным трудом. Если вам и удастся переключить скорость на велосипеде, то не без последствий для трансмиссии.
В крайнем случае, лучше остановиться и проделать действия, описанные выше.

  • Перед сменой передачи перестаньте на мгновение крутить педали. Нажмите на переключение скорости, и плавно начинайте вращать педали снова. С опытом вы будете чувствовать момент, когда цепь станет на свое место, и все будет происходить интуитивно.
  • Старайтесь не переключать сразу несколько передач, лучше сделать это по отдельности. Совсем страшного ничего, скорее всего, не произойдет, особенно на качественных переключателях, но тем не менее.
  • Ни в коем случае не переключайте одновременно передние и задние передачи. Цепь с легкостью может застрять между одной из звезд.
  • Не допускайте большого перекоса цепи. Об этом пункте поподробнее. Допустим, у нас наиболее распространенная система с 3 звездами спереди и 8 сзади (всего 24 скорости). Тогда не допускается использования передачи 1-8, 1-7, 3-1, 3-2, 3-3, 3-4. Посмотрите, как это выглядит на картинке.
В целом же, рабочая звезда на велосипеде – средняя, а для систем на 2 звезды, большая. Именно один из этих вариантов позволяет в очень многих случаях менять только задние звезды, без потери скорости и эффективности вращения педалей. Поэтому стандартно включаем сзади удобную звезду, опять же, чтобы не было перекосов. Когда чувствуем, что передачу нужно повысить, производим переключение скорости на более высокую. Если и ее не хватает, тогда спереди включаем другую звезду.
Аналогично меняем передачи на более низкие. Такой алгоритм переключения скоростей позволит вам получить те 3 преимущества, о которых говорилось в начале.

Каденс
Каденс – это частота вращения педалей, которая напрямую связана с тем, какая скорость у нас включена. Ограничусь лишь тем, что обязательно (!) поддерживайте каденс на уровне 70-90 оборотов в минуту. Это в первую очередь обезопасит ваши колени, но и, конечно, позволит расходовать силы более оптимально. Соответственно этой частоте вращений подбирайте правильную передачу. Еще раз, поверьте, это очень важно. Не нужно давить тяжелую передачу, думая, что если реже вращаем педали, будет расходоваться меньше сил. Это не так.

Рекомендации от спортсменов
  1. При езде в грязи или корням лучше включить более высокую передачу. Так будет сложнее завязнуть.
  2. При езде по песку нужна передача чуть ниже, потому что скорость резко снизится и прокрутить педали будет очень тяжело. В то же время многие короткие участки с песком лучше преодолевать на высокой передаче, предварительно сильно разогнавшись и продолжая до последнего крутить педали.
  3. Анализируйте подъем, просматривая участки, на которых можно и нужно переключить скорость.
  4. Поддерживайте все время один темп вращения педалей, даже когда устали или наоборот чувствуете много сил. Поддержание одинакового темпа также важно как на подъемах так и на спусках.